- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА
- – наука периода от заката античной культуры (V в.) до эпохи Возрождения включительно (XV в.), которыйназывают «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров в 476 г. и проникновение религии во все сферы духовной культуры, что значительно замедлилоразвитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый строй мышления. Менталитет средневекового человека символичен, асимволизм начинался на уровне слов. Язык стал инструментом ума, что объясняет средневековые диспуты. Средневековая наука была институционизирована в школах, а в дальнейшем – в университетах. Её идеология была христианство, адоктриной – схоластика (от греч. Школа)В VI в. император Юстиниан закрывает последние языческие школы, но одновременно открываются школы следующих типов: монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах и придворные (при дворцах). Монастырские школы становились хранилищами памятников классической культуры, епископальные – школы начального образования – содержательными по программам обучения и приобщения к культуре. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности иобразования (библиотеки, комментирование текстов древних рукописей, обобщение знаний ученых различных научных школ и направлений). Директором одной из школ был советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования Алкуин Йорский (730-804 гг.). В школе было трёхступенчатое обучение: чтение, письмо, простонародная латынь, общие сведения о библии; изучение семи свободных искусств; углублённое обучение священному писанию (по каждомупредмету руководитель школы пишет учебник). Приемником античности стала Византия (столица – Константинополь), просуществовавшая около 1000 лет, о научных и технических достижениях которой известно немного, что объясняетсянашествием крестоносцев, арабов, турков-османов. К научным достижениям Византии относятся труды по математике и механике епископа Льва, прозванного Математиком (начало IX в. – 869 г.). Здесь впервые были использованы буквы какматематические символы (зарождение алгебры). Математические знания использовались византийцами на практике (храм Св. Софии в Константинополе). Химические познания использовались в фармакологии, косметологии и ремесленном производстве. В Западной Европе трудились алхимики, которые искали «философский камень», способного превращать неблагородные металлы в золото, а также «эликсира молодости» (от арабского – «ал-иксир» – сухое вещество, превращающее металлы в золото). В XII веке европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель. Среди немногочисленных учёных раннего средневековья известны: Боэций (480-524) – последний римлянин, передавший знания аристотелевской философии; Кассиодор (490-593) – латинский риторик и переписчик древних текстов; Исидор Севильский (560-636) – основатель первой средневековой энциклопедии; Беда Достопочтенный (673-735) – основатель христианской экзегетики (автор четырёх смыслов Священного Писания). Учитель Фомы Аквинского по теологическому факультету в Париже был Альберт Великий (12061280) – автор книг «О растениях», «О минералах», «О животных» и др., где под влиянием Аристотеля отстаивается идея открытия природных причин естественному порядку вещей. Он утверждал необходимость эксперимента и опыта, считая доказательства, основанные на чувственных показаниях, более надёжными, чем рассуждения без опытной проверки.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.